В конце 19 века американский экономист Торстейн Веблен разработал концепцию «праздного класса». В праздный класс он включил людей, которые заняты управлением (госслужащие, бизнес), военным делом, религиозным служением и развлечением. Праздным классом эту прослойку населения можно назвать лишь по той причине, что базовые потребности у них закрыты и есть возможность тратить деньги на демонстрацию статуса.
Из потребности демонстрировать статус родился термин — демонстративное потребление. Тяжелый люкс, бренды, определенные виды пластической хирургии, президентские люксы и т.д. — это продукт демонстративного потребления, появившийся в результате нашего желания продемонстрировать статус в обществе.
Рациональности в этом мало, но демонстративное потребление это довольно простой способ закрыть иерархический и половой инстинкт. Против биологии не попрешь, поэтому примем как данность, что барокко в интерьерах очень богатых людей, это необходимость, а не отсутствие вкуса.
Главное, что стоит вынести из демонстративного потребления, что оно нерационально. Проще говоря, мы сильно переплачиваем когда играем в эту игру. А у нас все таки вся жизнь впереди, детей как-то надо в приличное место пристроить, да и о пенсии своей желательно заранее подумать. Деньги вам еще пригодятся в будущем.
Как определить, что вы совершаете нерациональную покупку?
Есть три критерия демонстративного потребления:
- Покупаю самое дорогое
- Покупаю тоже самое, что купил сосед, подружка, коллега на работе
- Покупаю что-то эксклюзивное, чтобы выделяться.
А теперь пройдитесь по списку отложенных товаров в ваших аккаунтах на маркетплейсах. Что из этого вам действительно нужно?